пятница, 23 декабря 2011 г.

Редкие ценности

Современный "зубастый" вид почтовые марки приобрели не сразу. Поначалу они представляли собой просто бумажные квадратики. Первые из них появились в Англии в 1840 году и получили название их по цвету и номиналу - "черные пенни", а красовалась на них королева Виктория. Сегодня эти марки представляют огромный интерес для коллекционеров - это редчайшие экземпляры, оцениваемые в сотни тысяч долларов. А Великобритания из гордости до сих пор не пишет на своих марках название страны, считая, что ей как изобретателю знаков почтовой оплаты это не пристало. Россия, кстати, тоже нашла способ отличиться в этой области: мировые державы указывают на почтовых марках свои названия - на национальном языке и одном из общепризнанных европейских: французском или английском. А на марках бывшей Страны Советов значится загадочное слово на несуществующем языке ROSSIJA: такая транскрипция существует с 1992 года и призвана научить иностранцев произносить название страны так же, как произносят сами россияне.

"Главным фактором, определяющим цену марки, является редкость. Немаловажна, безусловно, и сохранность материала: состояние клея, зубцов", - говорит эксперт аукционного дома "Гелос" Сергей Чистяков. В первую очередь интересуют коллекционеров старые марки, которых из - за капризов времени и истории осталось очень мало. А также марки с ошибками - обычно они окружены ореолом тайны, вокруг их названий десятилетиями складываются легенды. Например, "Маврикий" - марка, напечатанная на одноименном острове в 1847 году, обязана своей популярностью нерадивому типографщику, набравшему вместо положенной Post Paid (оплаченная почтовая услуга) надпись Postoffice (почтовое отделение). Конечно, весь тираж был уничтожен, уцелели лишь единичные экземпляры. Сегодня их насчитывается всего 25 штук и каждая оценивается минимум в $600 - 700 тыс. Три такие марки хранятся в коллекции английской королевы, одна из них - знаменитый "Голубой Маврикий". Он, к сожалению, не продается, но специалисты утверждают: если бы марка попала на торги, то "стартовала" бы примерно с 10 млн фунтов стерлингов (свыше $19 млн), а ушла бы с молотка, легко превысив первоначальную сумму в 5 - 6 раз.

Еще одна марка, известная всем филателистам мира, - так называемая "Дженни". В 1918 году квартблок (лист из четырех марок) вышел с ошибкой: на одном экземпляре изображение самолета под названием Куртис Дженни было перевернуто. В 2005 году уникальный лот приобрел американский коллекционер за $2,7 млн.

Весьма дорогостоящей является и трехгрошовая шведская марка 1857 года выпуска. Она также плод халатности. По ошибке работники ведомства выкрасили ее не в традиционный желтый (положенный для такого вида марок), а в зеленый цвет. В результате не так давно она была продана за $2,5 млн.

Масса слухов и загадочных историй ходит вокруг так называемой тифлисской уники (от слова "уникальная"). Эта марка появилась в Тифлисе в июне 1857 - го - за полгода до начала филателистической истории России (официального запуска в обращение знаков почтовой оплаты). А самой дорогой до сих пор считается американская Z Grill - она продана почти за $3 млн.

Но, безусловно, филателистическая коллекция раритетами не ограничивается - их на всех просто не хватит. Конечно, замечательно иметь в своем альбоме и "черный пенни", и "Маврикий", и первые русские марки, но подобные раритеты появляются на торгах очень нечасто. В основном продаются просто редкие и интересные экземпляры, но далеко не единственные в своем роде. Так что не следует забывать и о простых знаках почтовой оплаты - времен различных войн (например, можно собирать марки с писем солдат) или экземпляры, погашенные в дни важных исторических событий (подойдет даже памятный путч 1991 года), тематические коллекции (спорт, природа, праздники). Все это может быть не только интересным, но и доходным, особенно сегодня, когда российская филателия находится на подъеме. "Даже рядовые марки коллекционного уровня способны принести 5 - 10% годовых, а порой, хоть и реже, и около 15%", - уверяет председатель Союза московских филателистов Сергей Познахирко. А Сергей Чистяков считает: при вложении денег в наиболее интересные для инвестиций отечественные марки можно рассчитывать (с учетом качества и подлинности) на доход 20 - 25% в год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий